Новый учебный план, составленный для школ Финляндии, больше не будет предусматривать разделения на предметы. Вместо математики, языков, географии или истории вводятся “тематические блоки” или “изучение феноменов”, как называют их финны. Цель реформы — показать детям, что школьные знания имеют прямое отношение к реальной повседневной жизни.
До 2020 года вся школьная система Финляндии должна быть полностью перестроена в соответствии с новыми принципами. Пока же дети несколько недель в год посвящают именно тематическим занятиям. В одной из начальных школ как раз изучают тему “Гастрономия”: ученики осуществляют бухгалтерские подсчеты, развивают речь в общении с клиентами ресторанов и пишут письма в государственные органы. В гимназиях — сейчас тема “ЕС”, дети изучают историю стран-членов организации, обсуждают политические вопросы и тренируются говорить на иностранных языках.
В начальной школе — тема “Погода”. Занятие проходит на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом происходит изучение английского и географии.
Работа в группах вместо “лекций”
Новая система предполагает совершенно новый педагогический подход. Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать “лекции”, вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем.
Многие учителя и директора школ в начале протестовали. Ведь нелегко перестроиться, если ты всю жизнь преподавал свой предмет одинаково. Однако, после курсов повышения квалификации, многие пересмотрели свою позицию. На сегодняшний день уже около 70 процентов педагогов прошли такое обучение. А преподавателям, которые стали работать по новой системе, подняли зарплату.
Финляндия лидирует среди развитых стран
Финляндия уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в исследовании Pisa, которое проводится во всех странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). По качеству знаний финские школьники постоянно опережают сверстников из других стран. В связи с этим Хельсинки уже стали своеобразным местом паломничества педагогов из других государств Европы, которые приезжают посмотреть на работу финских коллег и выведать их секреты.