История армянского костюма (или «тараза») началась на заре Урартского царства (более 3 000 лет назад). Следующим шагом в развитии национальной одежды стало создание Арташидского царства. В VIII веке территория перешла под власть арабов, что вызвало появление восточных мотивов в одежде. Армяне научились выживать между битвами и мирными периодами, и поэтому на протяжении веков сохраняли традицию шитья национальной одежды. Тип и цвет ткани, узоры и оригинальные вышивки без слов рассказывают о владельцах армянского костюма.
Разновидности
Несмотря на современные тенденции, узоры древней одежды передаются из поколения в поколение. Традиционный армянский национальный костюм имеет долгую историю, с характерным набором одежды для жителей восточной и западной частей страны. Общей чертой является просторная рубашка с воротником. В восточных регионах обычно носили архалух — длинный кафтан, застегнутый от воротника до пояса, а на западе — жилет джелак с прорезями для рукавов. Представители обоих полов носили под рубашкой брюки, которые застегивались на лодыжках по специальной технологии. Верхняя одежда, похожая на церковную, завязывалась на талии вышитым поясом или шарфом.
Женский национальный костюм
Армянские женские костюмы не имели серьезных различий, связанных с регионом. Составные части национальной одежды для девочек:
- Основой армянского костюма была длинная рубаха «халав». Национальная одежда кроилась по простой схеме. Согласно старой традиции, западные армяне используют белую ткань для пошива халава, а восточные армяне — красную. Ткань была сложена пополам, имела просторные рукава, косые ластовицы по бокам, округлый вырез и разрез от линии груди. Швы были оставлены напоследок, а на шее вышиты национальные узоры;
- Брюки — «языческие» — должны были носиться с рубашкой. Для пошива брюк мастера использовали красную хлопчатобумажную ткань, независимо от местности, в которой они жили. Открытые части «язычника» у лодыжек должны были быть украшены вязанием и вышивкой золотой нитью. Сочетание красного и золотого в армянских костюмах считалось символом процветания и полноты жизненных сил;
- Архалух», напоминающий удлиненный кафтан, должен быть надет поверх «халава». Для шитья использовалась красная или изумрудная ткань. Пожилые женщины предпочитали насыщенные тона фиолетового или пурпурного. Архалуха имела разрез на груди и прорези по бокам, которые образовывали три секции на подоле. Две узкие полосы были сделаны спереди и одна широкая — сзади. Этот кафтан застегивался только на талии и повязывался шелковым платком или поясом. Знатные женщины носили посеребренные или позолоченные пояса на талии (как знак богатства и статуса);
- Для празднования специально шьют народную одежду под названием минтана, которая напоминает силуэт архалука. Она не имела боковых разрезов и была богато украшена армянской национальной вышивкой или косами на рукавах;
- Западные армянки носили пышные наряды по сравнению со своими восточными соотечественницами. Оригинальным был подход к пошиву верхней одежды (большее количество вышивки украшало костюм). Вместо простой рубашки женщины носили шелковые или хлопковые платья «зпун» или «антари». Традиционное платье «архалук» для восточных армянок было заменено на платье «хатифа» или «джуппа», обтягивающее бедра. Женщины экспериментировали с типом ткани и кроем одежды, единственным условием было то, что рукава нижнего белья оставались открытыми;
- Еще одним атрибутом западноармянского костюма был вышитый передник на узком поясе — «гогноц», который восточные армяне вообще не носили.
Последним одеянием был шерстяной плащ, который скрывал силуэт от посторонних глаз. Зимой состоятельные армянские женщины носили алый бархатный халат, украшенный лисьим или птичьим мехом.
Детская одежда
До года рождения для детей шили просторные рубашки, но после именин наряд дополнялся «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально двигаться и исследовать внешний мир, но облегчала уход за проказником. Не было никакой разницы в армянских костюмах для детей младше семи лет. Позже девочек и мальчиков стали воспитывать отдельно, а первую взрослую одежду стали давать детям в возрасте 10-12 лет. Национальные костюмы подростков были расшиты скромными узорами без использования броских украшений. В данном случае украшения носили защитный характер и были призваны уберечь молодое поколение от влияния темных сил, дурного глаза или разрушения.
Родители готовили к свадьбе дочери несколько национальных костюмов, чтобы во время свадьбы у красавицы было богатое приданое.
Армянский мужской костюм
Армянский мужчина должен тщательно подбирать детали костюма, ведь глава семьи должен иметь презентабельный вид, чтобы вызывать уважение сослуживцев. Можно заметить разницу между одеждой жителей восточных и западных регионов. Традиционная одежда:
- На старинных фотографиях армянских мужских костюмов можно увидеть сочетание рубахи из ситца или шелка («шапик») с хлопчатобумажными или шерстяными штанами («шалвар»). Брюки обычно окрашивались в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в двадцатом веке традиционные брюки были заменены брюками халиф под кожаным поясом;
- Через широкий шов на талии «сальвара» продевался шнур, заканчивающийся бахромой. Нижняя часть подшивалась под брюки, называемые «вартик» или «паган», которые должны были завязываться на лодыжке или заправляться в длинные носки. Женщины сами кроили домашнюю ткань для изготовления «пагана», позже стали использовать бязь;
- Распространенным армянским наплечным одеянием является «архалух», который встречается на древних гравюрах и в погребальных гробницах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди и приталенный сзади. Одежда была сшита снаружи и имела крючки для застегивания. Для пошива выбирались покупные ткани, такие как ситец или сатин коричневого, темно-синего или черного цвета. Трикотажная ткань украсила края рукавов, подол и воротник;
- Чуха, которая служила не только теплой верхней одеждой, но и церемониальной одеждой, надевалась поверх открытого кафтана («архалух»). В древние времена бедные семьи брали «чуху» (как символ богатства) у богатых людей на свадьбу жениха. В XIX веке домотканое полотно использовалось для шитья, позже его стали изготавливать из дорогих тканей. Предпочтение отдавалось ткани темного цвета со специальными рисунками («газурницы»), нашитыми на лицевой стороне. Представители среднего класса носили национальные платья длиной до колена с цельными рукавами. Богатые люди предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитые бархатом или золотой тесьмой.
Армянский мужской костюм характеризовался, в частности, изменениями, вызванными влиянием иностранной культуры. Жители восточных районов носили «архалуч», который западные армяне переодели в короткий жилет «джелак» с разрезом на груди. Поверх «джелака» надевалась короткая куртка, называемая «бачкон». На Западе укрепилась традиция богато расшитой рубашки, жилета, пиджака и даже брюк. Вместо пояса вокруг талии часто повязывали широкую шаль, складки которой служили вместилищем для мелких предметов.
Особенности и различия
Армянский национальный костюм «тараз» был богато расшит золотыми и серебряными нитями и имел украшенные пояса и аксессуары. По качеству и виду ткани судили о богатстве владельца, его положении в обществе. Простые армяне шили свою одежду из домотканого льна, богатые люди покупали дорогой материал за границей. Количество и материал украшений на армянской женщине были признаком достатка ее мужа. В то время как серебряные и золотые украшения носили замужние женщины, молодые кокетки предпочитали головные уборы из цветов (называемые «бартами»). После свадьбы передник вышивали защитными мотивами (в знак создания счастливой семьи). Цвет армянского костюма определял возраст владельца. Молодые армянки предпочитали одеваться в платья светлых тонов, в то время как старшее поколение носило темные костюмы. Мужская одежда не должна была подчеркивать красоту владельца; акцент делался на подчеркивании силы и храбрости.
Вышивка золотыми и серебряными нитями была разрешена для мужчин. Женщинам такая работа была запрещена, как и изготовление украшений для национального костюма.
Цвета и узоры
Выбор цветов для армянской одежды зависел от того, где жили армяне. Светлые и яркие мотивы выбирали молодые люди, а уважаемые главы семейств носили одежду в сдержанных темных тонах. Цветовая гамма армянского костюма:
- Красная палитра считалась наиболее избранной женщинами, означая зарождение жизни и процветание. Использовались оттенки от алого до глубокого вишневого. Армяне шили верхнюю одежду и нижнее белье красного цвета, а алый фартук считался символом замужней женщины репродуктивного возраста;
- наряду с красными элементами национального костюма часто носили одежду зеленых оттенков (как символ возрождения, молодости и силы). Сочетание красного и зеленого цветов означало желание жениться на девушке;
- В то же время синие оттенки считались признаком старости и увядания и обладали способностью исцелять больных людей. Замена красного фартука на синий означала потерю способности рожать детей;
- Белый цвет считался признаком чистоты и духовности. Белые элементы присутствовали в наряде невесты, при крещении ребенка и на погребальном саване;
- черные тона несли негативный посыл и использовались только в траурной одежде. Ношение черного фартука молодыми женщинами могло вызвать бесплодие, поэтому его разрешалось носить только вдовам.
Армяне с предубеждением относились к оттенкам желтого цвета в своей национальной одежде, которые привлекали голод и засуху. Хотя желтый цвет приближался к женскому увяданию, другую нагрузку несли золотые аксессуары, блеск которых был равен солнечным лучам и приносил жизнь с процветанием.
Узорные мотивы на армянской одежде должны были защищать владельцев от магических воздействий, что объясняет использование народной вышивки и аппликаций на шее и конечностях. Защитные орнаменты также вышивались на фартуках, носках, нагрудниках и лифах. Мотивы для узоров:
- На армянских костюмах часто встречаются элементы животных. Змея привлекала удачу и счастье, и ее изображение можно встретить на одежде и оружии. Петух считался талисманом молодоженов, а рога животного с когтями символизировали богатую и плодотворную жизнь;
- цветочные орнаменты. Армяне относились к деревьям с особым почтением и поклонялись их силе и могуществу. Бессмертие души ассоциировалось со скрученными ветками на подоле, продолговатые листья считались талисманом от сглаза, а цветы вышивались на платьях невинных красавиц;
- геометрические линии. Квадрат считался олицетворением союза стихий, времен года и кардинальных точек, круг символизировал зарождение жизни, ромб и крест — плодородие.
Для украшения использовались шелковые или шерстяные нитки, пуговицы и расписные ракушки, бисер и бусины. Мастера заплетали волосы избранницы в косу, чтобы произнести заклинание, но чаще они пришивали бирюзовые камни для магической защиты.
Ткани
Выбор материала для пошива армянской одежды зависел от региона и достатка владельца. Хлопчатобумажная ткань часто использовалась для пошива рубашек и брюк. Для «архалука» подходит такой материал, как гингем, атлас или шелк. Для пошива верхней одежды выбирали толстые шерстяные ткани или лен.
Более обеспеченные армяне предпочитали одежду из плюша, шелка, бархата или парчи. Более бедные жители довольствовались домашним ткачеством.
Вырезать
При пошиве мужских брюк «вартик» вставлялась полоска ткани, почти равная ширине ткани. При изготовлении мужского «архалуха» предусматривался сложный крой. Если спереди разрезали два полотнища, то сзади делали несколько клиньев. При раскрое женского варианта архалухи с прорезанной спиной, на груди делался разрез, а по бокам ткань делилась на три части. Нижняя рубашка была сшита по простой схеме (ее было достаточно, чтобы очертить просторные рукава и округлый вырез горловины). Перед свадьбой женщины из семьи жениха приглашались в дом невесты, чтобы пошить ей парадный костюм. Именно жена посаженного отца должна была разрезать и разметить материал, но если при этом она отказывалась от ножниц и отказывалась работать дальше, свадьба отменялась. Чтобы сделать женщину более сговорчивой, нужно было одарить ее сладостями и деньгами.
Красота свадебного платья
Армянские свадебные платья полностью повторяют крой традиционного национального костюма. Вместо хлопчатобумажных тканей для покроя использовались дорогие тяжелые материалы, расшитые серебряными и золотыми узорами. В зависимости от возможностей невесты для платья выбирали бархат, плюш, атлас или парчу. Древние армянские костюмы были расшиты зелеными и красными нитями. Согласно традиции, невеста должна была надеть алые носки (как защиту от сглаза). Обязательной частью свадебной церемонии было вручение невесте вышитого серебряного пояса ее родителями. Страна отошла от древних учений, и красавицы надевали у алтаря платья европейского образца. Только невесты получают в подарок серебряный поясок.
Аксессуары и ювелирные изделия
Головные уборы различались в зависимости от региона. В то время как жители Средней Азии предпочитали тюбетейки, в Армении существовали специальные национальные шапочки. Западные армяне носили вязаные или матерчатые шапки, восточные армяне — меховые шапки. Женские шляпы отличались сложной вышивкой и аксессуарами. Восточные армянки носили шапочку «баспинд» из хлопчатобумажной ткани, которая закрывала лоб. Шапочка была расшита традиционными геометрическими узорами или завязана узорчатой лентой. Под шапкой на лбу закреплялась полоска ткани или лента с золотыми или серебряными монетами. Ряды золотых монет украшали одежду богатых армянских женщин; женщины среднего достатка довольствовались серебряными украшениями, но старались прикрепить хотя бы одну золотую монету посередине. С их висков свисали шары из серебра или кораллов. Шапочка скреплялась по диагонали полосками белой хлопчатобумажной ткани, которые закрывали шею и нижнюю часть лица. Женщины надевали его и ложились спать на специальную подушку, не снимая своих «бастинов». Западные люди предпочитали деревянные головные уборы, называемые «вард» или «котик». Головные уборы были покрыты шелком или бархатом, расшиты золотой нитью и украшены жемчугом. К котику часто прикреплялись амулеты из дерева, которые назывались «кнар» или «махча». Незамужние армянские женщины украшали себя 40 заплетенными косами. Коса была специально нанизана на шерстяные нити того же цвета, что и волосы, и укреплена декоративными кисточками и металлическими шариками. Жители древней Армении с благоговением относились к драгоценностям. Женщины обожали носить кольца, браслеты, серьги, ожерелья и бусы.
Обувь
На территории Армении носили обувь «трехи», сделанную из кожи животных. Их отличали удлиненные пальцы ног и шнуровка до колен. Под трекхи обязательно надевали носки. Женские носки назывались «гульпа» и также являлись частью приданого. Мужские носки вязались или сшивались из натуральной ткани. Для ходьбы девушки носили обувь без каблука. Городские мужчины хвастались обувью с загнутыми носками. Западные красавицы носили сапоги из мягкой кожи («махсер»), а сверху туфли без каблуков («шмек»).
https://www.wildberries.ru/catalog/krasota/makiyazh/litso/haylaytery-glittery» хайлайтеры для лица в интернет-магазине WildBerries!
Стилизованные модели
Армянские национальные костюмы возвращаются в моду. Дизайнеры шьют одежду по старым лекалам и используют мотивы народной вышивки. Коллекции представлены дизайнером Геворгом Шадояном, а Аревик Симонян органично сочетает костюмы с украшениями. Народный стиль отражается в армянских танцевальных костюмах, которые изготавливаются из тканей, вдохновленных родным регионом.
Сочетание вышитого нагрудника с плотно облегающей рубахой выглядит креативно, а пояс с национальными мотивами украшает строгий костюм.
Как сделать армянский костюм своими руками
Сшить армянский костюм вручную несложно. Для начинающих лучше использовать простые выкройки и тренироваться на недорогом материале. Желательно начать с раскроя пояса и вышивки на нем национальных орнаментов. Затем вырежьте материал для рубашки и брюк. Сложнее раскроить материал для «ерека», который представляет собой платье с длинной бахромой. При желании выкроить и сшить армянский костюм достаточно просто, но важно вдохновиться, чтобы вскоре предстать во всей красе национального костюма.
Армянские народные костюмы — это красочное напоминание о прошлом героической страны, воспитавшей поколение гордых людей с сильным характером. Сохранение и укрепление самобытности среди суматохи войн за территорию отражается в деталях и орнаментах армянской одежды.