Тел/факс: 274-80-77
Адрес: Санкт-Петербург
Суворовский проспект д. 17 литер"А"

Воспитание правильной речи у детей

Воспитание правильной речи у детей.

 Новый рисунок

Если у вашего ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.

Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно попросите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова, например, волка или лисы, звучали действительно выразительно.

Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать (различать) звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру: пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловитки: у одного игрока глаза завязаны, а другой передвигается по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

Учеными установлено, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.

Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребенок. Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названиях которых есть нужные звуки. Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребенок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинаются с проговаривания слогов, а затем слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребенок плохо произносит несколько звуков, начинать занятие лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребенок раньше увидит результат занятий.

Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто сказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребенок просто испугается, замкнется в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть интересной, поэтому постарайтесь найти яркие, цветные картинки, а иногда , за хорошее занятие, можно выдавать ребенку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, такие занятия могут стать для ребенка неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.

Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнить несколько дыхательных упражнений, что подготовит речевой аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 – 20 минут. За одно занятие не рекомендуется выполнять более трех упражнений, т.к. ребенку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему. Это относится и к звукам: лишь отработав, как следует один звук, можно приниматься за другой.

Занятие будет гораздо привлекательней для ребенка, если каждый звук преподнести как песенку, которую поет наш «веселый язычок». Расскажите малышу небольшую сказочку о язычке. «Язычок живет в ротике – это его домик, а зубы – это заборчик. В домике язычок может играть и баловаться, но за заборчик ему выходить нельзя». Предложите ребенку показать, какой крепкий у него заборчик и в нем нет ни одной лазейки для язычка. В ответ ребенок покажет сомкнутые верхние и нижние зубы. Постарайтесь, чтобы он продержал их в таком положении 5 – 10 секунд. Можно поспорить с ним, кто дольше продержит заборчик на замке. С этого упражнения хорошо начинать каждое занятие, вне зависимости от того, какой звук вам надо отрабатывать.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Вы уже рассказывали ребенку сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он баловный и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому, при широко открытом рте кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать то нос, то подбородок. Язык при этом становится то широким, то узким. Можно предложить ребенку пощелкать языком. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребенка («уа»). Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа речевого аппарата усиливается.

И еще один совет, прежде чем перейти к отработке звуков. Поставьте перед собой зеркало и, глядя в него, произнесите тот звук, который вы будете изучать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом (ребенок должен видеть свое и ваше лицо) и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут желаемый результат.
Упражнения делятся на статические, динамические и упражнения для губ. Каждое упражнение имеет свое название и, желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку». Все упражнения можно сопровождать стихами – так будет еще интересней.

Статические упражнения:

Лопаточка

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. 2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

Новый рисунок (1)
 «Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать».

Чашечка.

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.
Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Новый рисунок (2)
«Язык широкий положи, его края приподними – получилась чашечка, почти круглая она. В рот ее ты занеси и края к зубам прижми».

Иголочка.

Цель: напряжение и расслабление мышц языка.
Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. 
Рекомендации: Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.

Новый рисунок (3)
«Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну: раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать…»

Горка

Цель: активизация мышц языка.
Описание: кончик языка упиреть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать от одного до 10-15 раз.

Новый рисунок (4)
«Вот так горка! Что за чудо! Язык выгнулся упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются».

Динамические упражнения:

Часики.

Цель: активизация мышц языка.
Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.

Новый рисунок (5)
«Влево – вправо, влево – вправо, мой язык скользит лукаво: словно маятник часов, покачаться он готов».

Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Рекомендации: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Новый рисунок (6)
«Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

Качели.

Цель: учиться удерживать широкий язык за верхними, а потом за нижними зубами.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
Рекомендации: Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Новый рисунок (7)
«На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубы.

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Рекомендации: 1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Новый рисунок (8)
«Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри… Не болели, не темнели, не желтели чтоб они».

Грибок.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.(Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка- его ножку.)
Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открыть рот шире.

Новый рисунок (9)
«Звукознайкин в лес пошел, и большой грибок нашел.
Вот и нет волнушки на лесной опушке».

Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот(как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире и все дольше удерживать его в верхнем положении.
Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его все дольше в верхнем положении под счет от 3 до 10. 3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Новый рисунок (10)
«К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот прикрой, потом открой, гармонист ты неплохой».

Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «ш».
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Рекомендации: 1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх(можно придерживать ее пальцами. 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3) Если язык суживается, вернитесь к упражнению «Наказать непослушный язык».

Новый рисунок (11)
«Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе - язычок я подниму и остатки оближу».

Упражнения для губ:

Улыбочка

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации: 1) Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы. 2) Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Новый рисунок (12)
«Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы - посчитаем наши зубы».

Трубочка

Цель: вырабатывать движение губ вперед.
Описание: Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»).
Рекомендации: 1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед, не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. 2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами.

Новый рисунок (13)
«Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять».

Рупор.

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.
Рекомендации: Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, расскажите ему о том, «как губки поссорились и отвернулись друг от друга: одна смотрит на нос, а другая на бороду».

Новый рисунок (14)
«Сложи ладошки рупором, их к губкам поднеси, и четко, громко говори: «О» (повествовательно). «О» (восклицательно)!
«О» (огорченно)…
«О» ( вопросительно)?
«О» (удивленно)?!

Бублик

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Рот приоткрыт. Губы округлены, как при звуке «а».

Новый рисунок (15)
«Бублик мы изобразили – плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать».

Следует знать, что предложенные упражнения являются общими и способствуют развитию движений органов речи. Для постановки же каждого конкретного звука необходим специально подобранный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад этого звука.